В нынешнем году подписчики серии «Физика» выпускаемых издательством «Знание» брошюр «Новое в жизни, науке и технике» получили возможность приобщиться к интересным и важным физическим проблемам, связанным с актуальными направлениями науки и техники. Для иллюстрации можно назвать брошюры академика Л. Седова «Очерки, связанные с основами механики и физики», докторов физико-математических наук Л. Шелепина «Когерентность» и М. Кожушнера «Туннельные явления», кандидата физико-математических наук Ю. Гуревича «Внешний фотоэффект», доктора физико-математических наук М. Фока, кандидатов наук Ю. Тимофеева и С. Фридмана «Видим в невидимом свете», профессора И. Вильсона (США) и доктора физико-математических наук А. Мигдала «Критические явления», доктора физико-математических наук В. Губанкова «Солитоны».
Все брошюры написаны высококвалифицированными специалистами и прорецензированы ведущими учеными той или иной области, чьи имена также представлены читателю. Однако если в части научной добротности и актуальности проблем брошюры очень близки друг другу, то в части уровня сложности, а значит, и уровня предварительных знаний, которые требуются от читателя, они различаются весьма заметно. К сожалению, в большинстве своем брошюры рассчитаны на читателя, уже знакомого с предметом или по крайней мере со смежными областями физики и, что особенно важно, владеющего профессиональным языком, на котором пишут научные обзоры. Это, разумеется, заметно сужает круг людей, которые могли бы познакомиться с той или иной проблемой, имея лишь минимальную предварительную подготовку, а содействие таким людям есть, видимо, одна из важных задач изданий общества «Знание».
Разумеется, сложность материала и простота его изложения есть качества трудно согласуемые, и здесь авторы могли бы даже в свое оправдание сформулировать некий аналог принципа неопределенности, утверждая, что, выигрывая в одной из характеристик (простота изложения), неизбежно проигрываешь в другой (строгость) и что произведение этих характеристик есть величина постоянная. Качественно такая аналогия действительно иллюстрирует проблему, но количественная сторона дела — уровень понятности произведений о науке при сохранении высокой достоверности — во многом зависит от мастерства автора, его трудолюбия и понимания тех трудностей, которые может испытывать читатель. Сочетание доступности и точности в научно-популярной литературе само по себе есть научная проблема, скорее всего педагогическая, связанная с процессом передачи и формирования знаний. Можно привести немало примеров, когда трудная тема изла- гается доступно и понятно, излагается так, что каждый читатель, даже не имеющий предварительной подготовки, постепенно входит в существо дела. В числе таких примеров—две брошюры серии «Физика», вышедшие в этом году.
Одна из них—«Введение в физику черных дыр» кандидата физико-математических наук Валерия Павловича Фролова. Автор начинает свой рассказ, так сказать, с нулевой отметки, с азбуки гравитации и привлекает внимание читателя не только к вопросам, важным для последующих разделов, но и к вопросам просто интересным, важным для формирования мировоззрения (универсальность гравитационных сил, их дальнодействие, сравнение с электрическими, имеющими два «сорта» заряда, в то время как гравитационный заряд бывает только одного «сорта»). Затратив определенные усилия на подготовительные разделы, автор сумел подробно рассказать и о самих черных дырах, удачно предусмотрев вопросы, которые могут возникнуть у читателя. Четко и образно автор формулирует проблемы, о которых рассказывает тот или иной раздел («Гравитационный коллапс с точки зрения падающего наблюдателя», «Возможен ли коллапс малых масс?», «Как обнаружить черную дыру?»), и отвечает на них четко, определенно. Есть в брошюре и сложные разделы, но их можно преодолеть, внимательно вчитавшись в то, о чем рассказывалось ранее, или в крайнем случае пропустить без ущерба для понимания сути дела.
Вторая работа принадлежит перу доктора философских наук и кандидата физико-математических наук Геннадия Яковлевича Мякишева, автора популярных книг, учебников и задачников по физике.
Поясняя название брошюры — «От динамики к статистике», автор напоминает, что динамическая закономерность подразумевает однозначность, полную определенность всех связей физических величин (как, скажем, в законе Ома), а при статистической закономерности однозначно связаны только вероятности обнаружения определенных значений физических величин. Автор стремится доказать, что вероятностная картина есть более высокая ступень, более точное описание физической реальности. Не вдаваясь в существо вопроса, по которому много лет идут ожесточенные дискуссии и сделано немало эмоциональных высказываний (вспомните эйнштейновское «Господь бог в кости не играет!»), хочется отметить литературный и методический стиль брошюры, ее четкий и легкий язык, логичность повествования, спокойный анализ разных точек зрения на проблему. Все это делает брошюру понятной для широкого круга читателей, дает им возможность поразмышлять об одной из самых острых философских проблем современной физики.
Обе брошюры, о которых шла речь, показывают, что у издателей серии «Физика» есть еще немало резервов расширения читательской аудитории.
Р. СВОРЕНЬ. 1983.Electronic Arts заявляет, что планирует приобрести Respawn Entertainment, студию c франшизой Titanfall. В пресс-релизе EA анонсировала покупку, а также новую игру Titanfall.
Согласно официальному заявлению, EA выплатит 151 млн. Долл. США наличными и до 164 млн. Долл. США в виде долгосрочного капитала в форме ограниченных акций для Respawn.
EA выложили новый трейлер для Star Wars Battlefront II, полный новой информации о персонажах и локациях, которые мы увидим в однопользовательской кампании. До сих пор EA не много рассказывала об одиночной игре, но этот новый трейлер проливает свет на всю историю. Вы, возможно, помните, что в первом Battlefront, вообще не оказалось режима кампании. В новом режиме одиночного игрока Battlefront II игрок принимает контроль над Иден Версио, лидером одного из самых элитных подразделений спецназа Империи - Inferno Squad. История продолжилась вскоре после возвращения джедаев, после того, как вторая Звезда Смерти разрушена, и Император Палпатин, так и Дарт Вейдер мертвы.